О китайской кухне

MASHA AKSENOVA
9 min readApr 14, 2019

--

А давайте сегодня о еде поговорим, как вам идея?

За все время, что я нахожусь в Китае, тема еды затрагивалась лишь вскользь. Я уже как-то рассказывала о том, что первое знакомство с китайской кухней мягко говоря не задалось. Тогда я отчаянно визуализировала мамин рыбный пирог и бабулины голубцы, а также внушала себе, что вот этот странный мутный суп, который с таким озорством уплетают коллеги-китайцы, очень даже ничего, если закрыть нос и глаза. Тогда, сидя за столом в китайской забегаловке, смотря на портрет улыбающегося Мао Цзедуна, я думала о том, почему я такая глупая — взяла 5 платьев, а не килограмм сала.

Но с тех пор, многое изменилось. В этот раз у меня 3 новых платья, а в морозилке пол-кило сала)

Одна моя знакомая как-то заявила, что китайцы очень похожи на итальянцев — только и делают, что говорят про еду, находятся в процессе еды или обсуждают то, что они только что съели. И вообще в Китае, как и в Италии, культ еды. Я тогда подумала, фу, вранье! Разве можно сравнивать прекрасную итальянскую пасту с соусом песто или теплый, только что из печи фокачча с какими-то тараканами (ох уже эти предубеждения), дошираком (она же лапша) или тофу. Mamma mia, конечно же, no! Чего определенно не стоит делать, так это сравнивать две абсолютно разные кухни. А вот принять тот факт, что китайцы любят поесть и готовят потрясающие блюда — очень даже можно.

Итак, барабанная дробь! Вашему вниманию предлагаются блюда китайской кухни, которые вы определенно должны попробовать!

P.S. Пришлось купить абонемент в спортзал на полгода вперед и пароварку, чтобы как-то ладить с совестью и попой.

Пельмешки

Это одна из причин, по которой я полюбила Китай! Я серьезно! Хотя я абсолютно равнодушна к русским пельменям. Но тут они просто ням-ням. С креветками, с мясом, овощами, соленые, сладкие — на любой вкус.

Пельмени в Китае, как картоха для белоруса — ни один праздник не обходится без них. И чем больше разновидностей — тем лучше. В каждой провинции их готовят по-разному, существует десятки видов пельмешей, среди которых особенно выделяются вот эти: вонтоны, баодзы, цзяоцзы.

Баодзы и цзяоцзы. Фото: unsplash.com

Вонтоны треугольные или круглые. Часто подаются в бульоне с лапшой. Одно из традиционных блюд на новый год.

Цзяоцзы похожи на цветочки) Тесто такое тоненькое, что можно разглядеть начинку. Мои фавориты) Обязательны с соевым соусом. Порция (18 штук) стоит 18-20 ¥.

Баоцзы готовятся на пару, тесто у них плотнее, чем у вонтонов, а по форме напоминают мешочки. Пожалуй, самые крупные среди семейства пельменных. Обожаю баоцзы с кимчхи (остро приправленные квашенные овощи) и с грибами-курицей. Одна штучка стоит 3,5-5¥ в зависимости от размера и начинки.

Лапша

Если пельмешки это картоха, то лапша это хлеб. Я сегодня просто могу в сравнения, как вы уже успели заметить)

Фото: unsplash.com

Рисовую едят на юге, пшеничную на севере. Тушат, варят или жарят. Добавляют в нее овощи, мясо, морепродукты, а так же зелень — лук и кинзу. Блюдо получается очень сытным и вкусным. Очень часто подают лапшу в горячем мясном бульоне и не зря: в Китае же нет отопления. Надо же как-то греться долгими зимними вечерами. Я, бывает, люблю играть с судьбой и прошу «немножко острую». Потом обычно рыдаю в три ручья и ем. Сразу вспоминаю в такие моменты анекдот про ёжиков и кактусы: ежики плакали и кололись, но все равно продолжали есть кактус. Я тот самый ежик, который продолжает есть огненную лапшу.

И если собираетесь пригласить девушку в китайский ресторан на первом свидании, то знайте, такая себе идея. Ну нельзя, нельзя красиво есть лапшу! А если дама сердца еще и палочками не умеет орудовать? А если плачет от остроты не ваших отношений, а от лапши? Тогда вы рискуете увидеть красное, зареванное лицо с лапшой, свисающей до подбородка. Одумайтесь, товарищи мужчины!

Цена лапши, конечно же, зависит от состава, но за 10–15 ¥ можно очень неплохо подкрепиться.

Утка по-пекински

По приезду в Пекин это было первое, что хотелось попробовать. К сожалению, мы так и не нашли ее в ближайших кварталах, зато набрели на отличную забегаловку прямо под домом в Циндао. Особенность утки по-пекински в ее хрустящей, медовой шкурке. Я тут вычитала, что процесс подготовки и жарки занимает около двух суток! Утку нарезают на тонкие ломтики и обязательно, чтобы на каждом была шкурка. Продают вместе с тонкими лавашами, соусом «Хойсин», который мне напомнил вишневый соус, а также огурцами и луком, нарезанными в виде соломки. Как это все кушать? Смазываете лаваш соусом, добавляете огурцы, лук, кусочки утки и вуа-ля, шаурма по-китайски готова)

Половинка утки обойдется в 35¥, целая — 60¥.

Свинина в кисло-сладком соусе

Оранжево, сладко, кисло иииии очень вкусно. Раньше готовили только свинину в этом соусе, но чтобы угодить таким «едокам» как я, стали предлагать курицу и говядину.

Шашлычки

На тоненькие деревянные палочки, нанизывают разные продукты: кусочки свинины, говядины, осьминога, колбасы, курицы, овощей, каких-то непонятных внутренностей и т.д. Готовят на горящих углях или прижимают к раскаленному противню всех сторон специальной лопаткой. Готовые шашлычки обильно посыпают специями.

Цыпленок гунбао

Блюдо безумно популярное и подается во многих ресторанах Китая. В его основе — цыпленок, приготавливаемый в воке (китайская сковорода с выпуклым дном). Очень необычный по вкусу за счет присутствия орехов кешью или арахиса, а также кунжутной пасты и имбиря. Сочное, приправленное мясо птицы подают в тушеными овощами и поливают ароматным соусом, куда входит куриный бульон, рисовый уксус, соевый и устричный соус, коричневый сахар. Получается в меру сладко, остро и кисло.

От 16¥ за порцию.

Рыба и морепродукты

Фото: unsplash.com

Так как Циндао морской город, рыба и морепродукты тут в изобилии. Настолько, что по случаю китайского нового года на работе всем подарили по ящику с креветками. Это так странно…то, что у нас считается деликатесом и подается только в самых изысканных ресторанах тут воспринимается как что-то совершенно обычное. Бывает идешь по рынку и видишь как люди покупают килограммами устрицы; как старик-моряк одним четким движением разделывает раковину, поливает ее содержимое лимонным соком и отправляет себе в рот. А где-то в Беларуси сидят барышни в красивых платьях с томными лицами и смакуют одну несчастную устрицу за 12 рублей пол вечера.

За 6 устриц придется выложить 20¥, за полкилограма сырых мидий — 5¥, а за приготовленные 25¥.

Хот-пот

Классический хот-пот разделен на 2 части: с острым бульоном и обычным

Не столько про еду, сколько про способ ее приготовления. Хот-пот это направление ресторанов, в котором гости готовят сами. В столы встроены электрические плиты. Некоторые хот-поты сосредоточены на жарке продуктов, но большинство все же про варку. Вы заказываете ингредиенты (тонко нарезанные ломтики мяса, рыба и морепродукты, овощи, лапша, нужное подчеркнуть), выбираете остроту бульона. Вам приносят продукты и вы сами забрасываете продукты в чан с кипящим бульоном. 5–10 минут и все готово. Останется лишь достать еду из чана и смешать с соусом, которые вы тоже сами сделаете.

В хот-пот не принято ходить одному. Это даже не столько про еду, сколько про единение семьи и близких. Вы сидите за столом и готовите вместе. Это очень объединяет и в этом китайцы, кстати, очень похожи на итальянцев в своей традиции кушать вместе. Прекрасной традиции.

Хот-пот обойдется примерно в 70–100 ¥. Чем больше и чем дороже продукты, которые вы используете, тем выше будет чек.

Малатан

Такой fast food по-китайски. Не путаем с junk food. Малатан — это пряный суп, который готовят из выбранных вами ингредиентов. В тарелку набираете самых разных продуктов и отдаете на кассе. Уже через несколько минут вам приносят готовое блюдо. Когда я заказывала малатан, особо не вдавалась в подробности сочетаемости продуктов. В итоге, в моем супе плавали крабовые палочки, тофу, который был похож на Спанч Боба, ветчина, грибы, 3 вида капусты, картошка, лапша и что-то еще, я не помню что)

На удивление, это было приятно. Бульончик согревал, продукты были хорошо приготовлены и самое главное…никаких побочных эффектов суп не вызвал. И на том спасибо, как говорится)

Цена: в приделах 20 ¥.

Стрит-фуд

Фото: unsplash.com

Те, кто давно наблюдает за моими китайскими приключениями и регулярно смотрит мои сториз (потому что в ленте я вся такая принцесса, а в сториз не очень), знает, что я частенько выставляю китайский трешняк именно там. Так как в последнее время, меня захватила тема еды, я регулярно стала посещать рынок, чтобы проникнуться атмосферой и попробовать разную уличную еду. Рынок это всегда колорит и сто процентное вливание в культуру.

Ночной рынок недалеко от дома не очень большой, но какой же там ажиотаж! Шум, крики, на вертелах жарят куриц, тушат устриц с рисовой лапшой и чесноком, опускают в кипящее масло скорпиончиков и переворачивают смаженых, подрумявшихся крыс. Люди повсюду расплачиваются через телефоны, сканируя QR-коды, кипящее масло летит в разные стороны, меня людским потоком выносит к небольшой лавочке и уже через 3 минуты я уплетаю жареную лапшу с курицей. Санэпидемстанция? Не, не слышали.

На 10–15¥ можно с легкостью наесться. Вопрос лишь в том, как отреагирует ваш желудок. Боже, храни черный уголь и смекту. Аминь!

Ох чуть не забыла! Я же попробовала огромную саранчу! Это было еще в ноябре! Сториз о том, как я поедаю саранчу вызвали огромный ажиотаж, а ко мне в директ постучалось много защитников прав саранчи. Коротко о том, как это было:

Ииии все что вам нужно знать о моей мимике)

А десерт? А компот?

Кто согласен с тем, что сначала нужно кушать десерт, а потом уже основное блюдо так как жизнь слишком коротка и нет смысла откладывать самое вкусное на потом? Тогда вам НЕ в Китай! Тут нет понятия десерта, мясо может быть сладким, как и гарниры. Обычно после приема пищи едят фрукты, которые уже сами по себе божественны. Конечно, под влиянием Запада , в китайских городах стали появляться кофейни и пекарни, в которых продают булочки и торты. Торты кстати безумно красивые и…безумно невкусные. Пластиковые что ли. Просто один сплошной белковый крем.

Единственное, что можно считать за традиционную китайскую сладость — лунные пряники юэбины. Их принято дарить во время Праздника Середины Осени. Когда я впервые приехала в Китай в сентябре, как раз получила такую коробку пряников в подарок. Сделаны они были из слоеного теста, а в качестве начинки была смесь из меда, орешков и цукатов.

Фото: unsplash.com

Кроме пряников в голову приходят только желейные конфеты на основе фруктового сока, очень вкусные и полезные. Шоколад в Китае…как бы сказать по мягче…всего лишь название “шоколад”. На деле как кусок мыла;( Но в магазинах то и дело встречаются российские конфеты если уж очень хочется сладенького. Я даже умудрилась найти белоруский горький шоколад “Спартак” в супермаркете рядом с домом!

На этом я завершаю свой супер краткий экскурс в китайскую кухню. Мне кажется, я и сотой части не охватила, но вы уже наверняка проголодались и пойдете кушать свои котлетки с пюрешками и сосиски с гречками. Как будете кушать, вспомните о том, что одна девочка Маша, где-то на другом краю Земли, сейчас пытается разобраться, что такого ей принесли в тарелке и насколько это съедобно по шкале от 1 до 10, а так же скучает по творогу, черному хлебу и глазированным сыркам. Илон Маск, когда ты там уже изобретешь свое сверхскоростное мировое метро? Я хочу, чтобы бабушкин борщ доставляли всего за час прямым рейсом Гомель-Циндао! Хм, а может гуманитарку организовать?

Если вам понравился этот пост, вы можете ему похлопать(предварительно зарегистрировавшись на medium.com) . Максимальное количество хлопков — 50.

Вы так же можете мне написать, если у вас есть какие-то вопросы и я с радостью отвечу на них. Самый простой способ связи — Instagram (mio_tesoro27) или Telegram (mio_tesoro27). Хотите пост на определенную тему — да без проблем! Пишите свои пожелания. Я всегда за здоровую критику, а от похвалы вообще расплавляюсь как зефир.

До скорого. Обнимаю вас.

Маша.

--

--

MASHA AKSENOVA

Стихийное лингвистическое бедствие